Монитор приобретают для использования с офисным, домашним или игровым компьютером, а также в качестве дополнительного экрана для ноутбука. Ниже разберемся, на какие параметры нужно обращать внимание при выборе.
Соотношение сторон
Определяет пропорции ширины и высоты экрана. Рассмотрим наиболее популярные форматы:
- 5:4. Использовался в старых компьютерных мониторах. Соотношение сторон 5:4 близко к квадрату, что делает его удобным для работы с текстовыми документами, таблицами и другими задачами, где важна вертикальная площадь экрана. Сегодня такие мониторы редки и в основном используются в профессиональных приложениях.
- 16:9. Базовый стандарт, который подходит для работы с графическими редакторами, просмотра мультимедиа в формате Full HD без полей в верхней и нижней части экрана.
- 21:9. Ультраширокий формат, который выбирают геймеры и пользователи, работающие с редактированием видео на разные площадки и созданием сайтов. Позволяет открыть несколько окон одновременно.
- 32:9. Экстремальный ультраширокий формат, который фактически заменяет два обычных монитора, установленных бок о бок. Отлично подходит для работы с большим количеством открытых профессиональных приложений для видеомонтажа, программирования и финансового анализа. В играх создает ощущение полного погружения в игровую среду.
Диагональ
Выбор диагонали зависит от конкретной задачи:
- Для работы и учебы. Для офисной работы и учебы важно учитывать удобство чтения текста и многозадачность. Диагональ от 23 до 25 дюймов считается оптимальной для работы с документами, таблицами и браузером. Мониторы с такой диагональю позволяют удобно расположить несколько окон рядом друг с другом без необходимости постоянного скроллинга.
- Для дома. Если вы используете компьютер преимущественно для просмотра фильмов, веб-серфинга и общения в социальных сетях, то диагональ 24–27 дюймов будет комфортна.
- Для игровой деятельности. Игры требуют высокой четкости картинки и большой площади экрана, чтобы полностью погрузиться в происходящее. Игровые мониторы имеют диагональ 27–32 дюйма. Такой экран позволяет видеть больше деталей и увеличивает угол обзора, что особенно полезно в шутерах и стратегиях.
- Для графического дизайна и видео. Работа с иллюстрациями, баннерами, логотипами, монтажом видео требует большого пространства для инструментов и палитр, а также высокого разрешения. В этом случае лучше выбирать мониторы с диагональю 28–34 дюйма, а для профессиональной работы иногда даже больше.
Рабочее разрешение
Определяет количество пикселей, из которых состоит изображение на экране. От этого параметра зависят четкость, качество и детализация отображаемого контента. Рассмотрим основные типы:
- 1366×768 (HD). Это базовый уровень разрешения, который встречается на бюджетных мониторах и ноутбуках. Подходит для серфинга в интернете, работы с документами и просмотра видео в стандартном качестве. Изображение может выглядеть зернистым, особенно на больших экранах. Также у такого экрана мало рабочего пространства.
- 1600×900 (HD+). Этот формат является улучшенной версией HD-разрешения и предлагает немного большую плотность пикселей. По сравнению с 1366×768, изображение выглядит более плавным. Подходит для просмотра видео и игр с невысокими системными требованиями, работы в офисных программах.
- 1920x1080 (Full HD). Самое распространенное разрешение с хорошим качеством изображения и четкостью текста. Подходит для запуска игр, просмотра фильмов и сериалов, для работы в офисных документах, редактирования фото в Adobe Photoshop.
- 2560x1440 (2K, QHD). Высокое разрешение, которое дает больше рабочего пространства по сравнению с Full HD. Применение: графический дизайн, редактирование видео, игры, требующие высокой детализации. Из преимуществ: четкость текста и изображений, оптимальное соотношение качества и требований к ПК. Подходит для геймеров среднего уровня.
- 3840х2160 (4K). Идеальная четкость изображения, большой рабочий экран, поддержка современного контента. Подходит для просмотра фильмов в формате 2K и 4K, запуска ресурсоемких игр (Cyberpunk 2077, Dota 2, PUBG, Warframe), профессиональной обработки видео и фото. Из ограничений: требует мощной видеокарты и процессора.
Тип матрицы
TN — один из самых старых и дешевых типов матриц. TN-мониторы отличаются самым быстрым временем отклика (до 1 мс), но у них узкие углы обзора (изображение искажается при взгляде сбоку) и посредственная цветопередача, что ограничивает их использование для графического и веб-дизайна, работы с мультимедиа, ретуши фотографий. Основной плюс — низкая стоимость.
IPS — популярный выбор с реалистичной яркостью и контрастностью, широким углом обзора (до 178°). Такие мониторы подходят для монтажа видео, ретуши фотографий, работы с иллюстрациями. Недостаток IPS — более высокое время отклика (от 4 до 8 мс). Но современные улучшения, например PLS (разработка Samsung), снижают эти ограничения, предлагая более быстрый отклик.
VA — у матриц глубокий черный цвет и точная цветопередача, что делает их подходящими для работы в Word и Excel, просмотра фильмов или сериалов при любом освещении, запуска игр на средних настройках. Углы обзора лучше, чем у TN, но не дотягивают до уровня IPS. Основной минус VA — более медленное время отклика (около 4–6 мс), из-за чего появляется размытие и остаточный цветовой след при динамичных сценах (драки, погони, преодоление препятствий).
OLED — современная технология c точной цветопередачей, глубоким черным цветом и практически мгновенным временем отклика (менее 1 мс). OLED-экраны изогнутые и тонкие, подходят для профессиональных приложений и ресурсных игр (например, Cyberpunk 2077 или The Witcher 3: Wild Hunt Next-Gen). Но их главный недостаток — высокая стоимость и риск потери качества изображения из-за выгорания пикселей при долгом показе статичных картинок.
Тип покрытия экрана
У глянцевого экрана высокая яркость и насыщенность, что делает его подходящими для работы с графическими редакторами, просмотра мультимедиа и игр. Но мониторы с таким покрытием сильно бликуют при ярком освещении и могут отражать комнату, создавая «зеркальный эффект».
Матовое покрытие устраняет проблему бликов и отражений, делая экран комфортным для использования в любых условиях освещения. Но, по сравнению с глянцевыми, матовые могут казаться менее яркими и иметь слегка приглушенную цветопередачу.
Антибликовое покрытие — компромисс между матовым и глянцевым. Оно создается нанесением специального слоя на глянцевый экран, что уменьшает блики, сохраняя при этом часть яркости и насыщенности цвета. Мониторы с антибликовым покрытием подходят для работы в условиях переменного освещения, например, в офисах или на улице. Но они не обеспечивают такого же уровня защиты от отражений, как матовые.